назад
далее
содержание
Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные
средства мира не могут заменить действия движения.>ТИССО
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из
важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также
эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении
занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной
болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру
занятий и основные упражнения.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в
центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности функционирования и
состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции,
возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы,
извращающие течение нормальных процессов в организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие
нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому
ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений,
сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров
подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает
положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно
это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов
оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со
стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на
нервную регуляцию пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической
тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается
образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными
соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации
окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости
кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на
рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции
тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем
применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные
функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также
расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных
возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно в
учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий)
оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва, осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное
влияние осуществляется в следующих направлениях:
1. Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании
соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное
функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
2. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и
пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.
3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах,
способствовать нормальному течению трофических процессов.
4. Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть
при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном
заболевании обязателен.
ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ.
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на
основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки
назначения - через 20-26 дней.
Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного
режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на
урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга,
воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями
в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном
тракте.
Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят
тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в
крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом
случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных
положений. Исключаются резкие движения.
Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и
др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в
медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса,
выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких
движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения
упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью
рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно
применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг,
упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший
эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений,
которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями;
помогает также более частая смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их
усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на
внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии
болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций
продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр
способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при
общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения со
стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое воздействие ).
ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического проведения
занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на
протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения
подобающих результатов.
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый
тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею на
все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются
основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться
состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие
заболевания и физ.подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а
это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически
выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой.
Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью
человека и после выздоровления.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
1. Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в
спокойном темпе 5-10 мин. Постепенное втягивание в нагрузку, развитие
координации движений.
2. Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными
упражнениями в положениями сидя 7-14 мин. То же, постепенное увеличение
внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости.
3. Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с
дыхательными упражнениями 10-15 мин. Обще физиологическая нагрузка.
Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций
полного дыхания.
4. Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на
гимнастической стенке типа смешанных висов 10-15 мин. Общетонизирущее
воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.
5. Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким
дыханием 5-7 мин. Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания. ВСЕГО 37-61
ЛИТЕРАТУРА
1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению лечебной
физкультуры при заболеваниях внутренних органов., СМОЛГИЗ, 1948.
2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения., М.,
1993.
3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней., М.,1952.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении., М.,1962.
5. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов
брюшной полости., Киев 1968.
назад
далее
содержание