назад
далее
содержание
"Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные
средства мира не могут заменить действия движения."
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из
важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также
эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении
занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной
болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру
занятий и основные упражнения.
Начнем с физиологии.
Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную
систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов.
При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают
патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие
течение нормальных процессов в организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное
условие нормального формирования и функционирование любого живого организма.
Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений,
сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров
подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает
положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние).
Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое
состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у
больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить
воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической
тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается
образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными
соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации
окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости
кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на
рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции
тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем
применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные
функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также
расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных
возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как обычно
в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий (общеразвивающий)
оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва, осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное
влияние осуществляется в следующих направлениях:
Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании
соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное
функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и
пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы
больного.
Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах,
способствовать нормальному течению трофических процессов.
Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть
при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном
заболевании обязателен.
РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ.
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб
на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния.
Сроки назначения - через 20-26 дней.
Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного
режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на
урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга,
воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными
явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в
желудочно-кишечном тракте.
Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят
тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в
крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом
случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных
положений. Исключаются резкие движения.
Характеристика применяемых физ.упражнений.
Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до
полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают
упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с
ограничением амплитуды и с исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения
упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью
рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно
применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг,
упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший
эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений,
которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным
дыханиями; помогает также более частая смена и.п., упражнений, игр и нагрузок
при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на
внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и
отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом
индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в
курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает
продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что нарушения со
стороны желудка незначительны и легко поправимы (психологическое воздействие).
ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения
занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на
протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения
подобающих результатов.
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый
тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею
на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация
являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно
учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения,
сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует
на его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически
выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой.
Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью
человека и после выздоровления.
N |
Содержание курса |
Дозировка в минутах |
Задачи разделов |
1 |
Ходьба простая и
усложненная
(сочетает движения
рук и ног).
|
Ритмично,
в спокойном темпе. 5-10
|
Постепенное втягивание
в нагрузку, развитие
координации движений.
|
2 |
Упражнения для рук
и ног в сочетании с
движениями корпуса и
дыхательными
упражнениями
в положениями сидя.
|
7-14 То же, постепенное
увеличение внутрибрюшного
давления.
|
Усиление кровообращени
в брюшной полости.
|
3
| Стоя. Упражнения в
метании и ловле мячей,
эстафеты. Чередование с
дыхательными
упражнениями.
|
10-15
Обще физиологическая
нагрузка.
|
Создание условий для
развития положительных
эмоций.
Развитие функций
полного дыхания.
|
4 |
Упражнения на развитие
равновесия в чередовании
с упражнениями на
гимнастической стенке
типа смешанных висов.
|
10-15
|
Общетонизирущее
воздействие на нервную
систему, развитие
статико-динамической
устойчивости.
|
5 |
Лежа. Элементарные
упражнения для
конечностей
в сочетании с глубоким
дыханием. |
5-7
|
Снижение нагрузки.
Развитие полного
дыхания.
|
ВСЕГО 37-61
1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению лечебной физкультуры при
заболеваниях внутренних органов., СМОЛГИЗ, 1948.
2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения.,
М., 1993.
3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней., М.,1952
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении., М.,1962
Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной полости., Киев 1968
назад
далее
содержание